<<ВЕРНУТЬСЯ

НОЙ
(Ноах, Абанох, <Менахем
>)

 

 

 

НОЙ

НОЕМА

 


Сын Ламеха, внук Мафусаила.

       НОЙ (покой, успокоение; Быт 6:8, Мф 24:37, Евр 11:7 и др.) - десятый и последний из допотопных патриархов в прямой линии от Адама. Отец Ноя, Ламех (Лемех), по преданию, взял жену Асуму (Ашмуу) в год смерти Адама. Отец Ламеха, Мафусаил (Метушелах), будучи человеком прозорливым, предвидел будущую участь своего внука. Еврейское предание приписывает Мафусаилу следующие слова: «Родится у тебя сын, и потомками сына этого будет населен весь мир, поэтому остерегайся и не называй сына своего настоящим именем, чтобы не убили его с помощью колдовства. И назвал Лемех сына своего Менахем, говоря: «Этот утешит нас». Но скрыл имя то по совету Метушелаха, отца своего. А Метушелах же назвал новорожденного Ноахом, чтобы не извели Ноаха колдовством, узнав имя, которым нарек его Лемех». Далее предание замечает: «Метушелах был мудрец великий и знал, что для колдовства необходимо колдуну настоящее имя человека». Однако за достоверность этого последнего замечания мы не ручаемся.

       Согласно эфиопскому изводу «Книги Еноха» дед Ноя, Мафусаил, дошел до пределов земли, чтобы встретиться с Енохом, от него узнал будущую судьбу мальчика и нарек его Ноем

       Ко времени всемирного потопа Ной был единственным праведником, обретшимся среди развратившегося человечества, который «обрёл благодать перед очами Бога» (Быт. 6, 1-8). Ной, родил на свет своего старшего сына, Сима, когда ему было уже почти 500 лет (Быт. 5, 32). Сим в ветхозаветных текстах и большинстве традиций считается старшим сыном Ноя (в Aгаде – младшим). Талмудические предания так объясняют позднее появление на свет Ноевых сыновей: Узнав о предстоящем потопе, Ной решил не иметь детей, и лишь получив заверение свыше о спасении своего потомства, женился («Берешит рабба» 23, 4 и др.).

       Ной вошел в ковчег на 600-м году своей жизни 10-го числа второго месяца МарХешвон (20 ок.) (евр. 1656 г. от Адамова изгнания)

       (по Агаде) Ной в ковчеге был ранен львом, поэтому после окончания потопа жертвоприношение совершил его старший сын Сим.

По «Книге Юбилеев»: Ной сделал ковчег, как повелел ему Господь, в двадцать седьмой юбилей, в пятый год пятой седмины (26*50+4*7+5= =26*50+4*7+5 1333 г.) от Мiробытия. В шестой год этой же седмины (1334 г.) Ной вошел в ковчег в новолуние другого (второго?) месяца. До шестнадцатого дня этого (второго) месяца Ной входил в ковчег, а в 17-й день вечером Господь закрыл ковчег снаружи. Сорок дней и сорок ночей от 17-го дня (второго) месяца лилась вода из небесных источников вод. И вода стояла над поверхностью пять месяцев, или сто пятьдесят дней. B четвертый месяц все источники великой бездны и хляби небесные затворились.

От 17-го числа месяца Мархешвона (1 нояб.) до (1 апреля) 17-го числа 7-го месяца Нисана, т. е. 150 дней ковчег носился по усиливавшимся водам. Быт. 7.23.

...Праотец Абанох, во время скитания по волнам Великого Потопа, вошел однажды в клетку со львом. Неблагодарная тварь ранила его своими когтями и повредила ему правую руку. С больной правой рукой Абанох не мог самостоятельно заклать в жертву ягненка, чтобы принести всесожжение Небесному Адонаю[i] в благодарность за избавление от Потопа. Это, от имени своего отца, сделал его сын, Абашим. Таким образом, Абанох возложил на Абашима священный жреческий дар, и священническое первородство в племени Абаноха перешло к Абашиму и его детям. Царственное же первородство в племени Абаноха перешло другому его сыну Абафету. Царственное же первородство в племени Абахама перешло от Ханаана, ко второму его брату – Хушу.


По Книге Бытия 9:20-27: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему».  


[прот. СТЕФАН Ляшевский]:После потопа семья Ноя возвратилась на родину в свой город, потому что все пять городов адамитов (по данным археологии) опять заселились. Вот города адамитов: Эриду, Ур, Урук и Лагаш. Не возвратилась на родину только жена Ноя. Недалеко от древней столицы Армении Нахичевани, в долине реки Аракс покоятся останки второй праматери человечества, жены Ноя, с незапамятной древности свято почитается ее могила. Нахичевань основана на месте стоянки Ноя, и в переводе означает «стоянка Ноя».  


<<ВЕРНУТЬСЯ на страницу: «Семейство Ноя»

 


 

[i] Адонай (Адонаи) – букв. Господин, Владыка, Хозяин. Эпитет, усвояемый многими народами Единому Богу вместо Его неведомого, неизъяснимого и непроизносимого Имени.